Расписание в детском саду старшая группа. Распорядок дня и меню ясельной группы детского сада

Режим дня - это определенное, организованное распределение периодов бодрствования и сна, оздоровительных и гигиенических процедур, приема пищи, занятий детей. Их жизнерадостное и бодрое настроение напрямую зависит от соблюдения режима. Если не успели вовремя пообедать или лечь спать, например, то нервная система ребенка перегружается, и он становится вялым или перевозбужденным, плохо спит, капризничает и так далее.

Для каждой группы детского сада разработан отдельный режим дня. Он указан в «Программе воспитания в детском саду». В среднем режим рассчитан на то, что ребенок будет проводить в саду 12 часов и так же там дополнительно прилагается режим дня для дома.

В зависимости от вида деятельности родителей, климатических условий, сезона и некоторых других условий, воспитатели могут корректировать типовой распорядок дня, который указан в программе. Но время, которое выделяется на занятия, игры, прогулки не подлежит изменениям. Ведь после занятий, где ребенок умственно потрудился, ему необходима разрядка в виде подвижной игры. А после энергичного времяпрепровождения - спокойный отдых.

Приведем пример типового режима дня.

С 6.30 до 7.00 детей принимают в группы. В период с 7 утра до 7.30 они умываются, делают гимнастику. Начиная с 8 утра и до 9 малыши завтракают, играют, готовятся на прогулку. С 9 часов дети гуляют на улице. Идут назад в группы, готовятся к обеду с 11 часов. А в 12.00 малыши обедают и до 14.00 занимаются самостоятельной деятельностью, готовятся ко сну. Тихий час длится с 14 до 15 часов. Потом, до 16.00 - полдник, занятия. Далее - до 16.30 у детей ужин и прогулка. Обычно, после 18.00 детей забирают домой.

Это примерный распорядок дня, ведь очень много садов могут работать, например, до 19 часов, значит, у них уже будет другой режим.

Ребенку очень сложно привыкнуть к новому режиму дня. Значит, от родителей и воспитателей требуется большое терпение и понимание. Здесь очень важен индивидуальный подход к ребенку, необходимо учитывать его состояние здоровья, прошлый жизненный опыт и личные особенности характера. Но зато, приучив ребенка к строгому режиму, поведение становится дисциплинированным и появляется склонность к соблюдению порядка.

Если следовать режиму дня, то все действия будут повторяться одинаково изо дня в день. Но в этом течении процесса не должно возникать монотонности и однообразия. Поэтому ситуацию спасает педагог, который очень любит свое дело. Только такой человек способен создавать для детей интересные, развивающие условия в детском саду. Значит, он должен уметь использовать каждую секунду времени в своих благородных воспитательных целях. А ведь это не так просто: часть детей ведет себя пассивно, часть — активно, некоторые вовсе не обращают на взрослых внимания... Воспитательная работа и заключается в том, чтобы направить энергию ребенка в правильное русло.

Занятия в группах разрабатываются в соответствии с возрастом и возможностями детей. Устанавливается их определенная длительность. Для отельных занятий возможно разделение на подгруппы.

Прогулки - очень важная составляющая распорядка дня. Без них невозможно представить полноценное развитие и отдых детей. В саду выводят гулять на улицу два раза: утром и вечером по два часа. Деятельность во время прогулок должна быть разнообразной. Нельзя малышей просто вывести на улицу и предоставить их самим себе. Воспитатели обязаны организовать досуг. Дети могут играть в подвижные игры, работать на участке, слушать познавательные лекции старших, наблюдать за природой и многое-многое другое.

Также, особое внимание уделяется организации сна. Ведь очень важно, чтобы дети хорошо засыпали и спали. Если ребенок не любит или не хочет днем спать, то он должен будет просто лежать в своей кровати. Ходить и заниматься какой-либо деятельностью им не разрешено.

Если погодные условия не позволяют выходить на улицу, то дети остаются в группах и там проводят свой досуг. Когда малышам предоставляется время для свободной деятельности, то они, в основном, самостоятельно играют. С наступлением лета режим дня стает более разнообразным, а деятельность - насыщенней: дети ходят в театры, зоопарки, концерты, на экскурсии и посещают много других интересных мест.

Во многих детских дошкольных заведениях совпадает время приема пищи. Отличаются в этом вопросе только частные садики. Меню должно быть разнообразным, а блюда - включать все необходимые продукты.

Занятия же имеют несколько основных направлений: музыкальные, физкультура, математика, развитие речи, изобразительное искусство. Время для этого выделяется немного, чтобы дети не уставали. В старших группах занятия длятся дольше, чем в младших и в ясельных. Чем взрослее дети, тем меньше у них сон, быстрее происходит подготовка к прогулкам, дольше длятся игры на улице.

Когда родители задерживаются, ребенок может побыть с няней или воспитателем. Но это не должно перерастать в закономерность.

Родителям важно знать, что период адаптации пройдет более гладко, если малыша приучать к режиму еще задолго до поступления в ряды дошкольников.

«Как там мой сын или дочка? Не обижают ли ребенка в детском саду? А вдруг ребенок плачет в детском саду, зовя маму?». Подобные мысли, несмотря на жуткую занятость, приходят в голову всех родителей без исключения, хотя бы периодически в течение рабочего дня. И эти опасения совершенно нормальны и естественны – ведь все хотят для своего ребенка только самого лучшего. А отдавая своего кроху на попечение даже самых лучших воспитателей, родители лишаются самого главного для них – возможности контролировать жизнь ребенка, пусть даже только в то время, когда малыш находится в детском саду.

Чаще всего эти тревоги возникают именно от незнания того, чем занят ребенок в то время, когда он в садике. Конечно же, само собой разумеется, что в общих чертах распорядок дня в детском саду знают любые папа и мама. Однако то, что происходит с их ребенком на каждом этапе, знают далеко не все. Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

«Рано утром, на рассвете»

Мы слышим ненавязчивый звук будильника и нехотя открываем глаза. А воспитатели в это время уже в дороге к месту работы. Никакие опоздавшие автобусы, сломавшиеся машины, бури, смерчи, торнадо, гололеды и прочие самые невообразимые природные катаклизмы не могут стать причиной для опоздания воспитателя на работу. Двери группы должны распахнуться навстречу своим малышам ровно в 7.00.

Основной поток прихода малышей начинается в 7.30 и продолжается примерно до 8 часов утра. Как правило, далеко не каждое утро малыши встают бодрыми и в хорошем настроении. Кто-то из них не выспался и поэтому капризничает, кто-то не хочет расставаться с мамой. Поэтому зачастую утром в группах детских садов, особенно младших, по утрам стоит оглушительный рев, так как зачастую ребенок идет в детский сад неохотно. И задача воспитателя не такая уж простая – успокоить ревущий пяток – другой малышей. Как правило, это занимает не так уж много времени. Лишившись своего самого главного зрителя – мамы или папы, дети очень быстро прекращают реветь. И к тому времени, когда папа выходит из садика и дрожащими руками достает зажигалку, или мама незаметно смахивает слезу, кроха уже и думать забывает, что совсем недавно ревел.

«Раз, два, три на зарядку становись!»

Также каждое утро воспитатель проводит с малышами зарядку. Зарядка является насущной необходимостью для детского организма. Для детишек старших групп зарядка необходима для поддержания жизненного тонуса, а самых младших крох зарядка – это прекрасное средство для того, чтобы научиться координировать свои движения. Однако, как вы сами понимаете, зарядка для школьников и зарядка для малышей – это две совершенно разные вещи.

Такую банальную фразу, как «поставьте ноги на ширине плеч» дети не поймут, а поэтому просто проигнорируют. Утренняя же зарядка для малышей больше напоминает настоящую театральную постановку, где роль режиссера возложена на воспитателя. Объяснить ребенку, что именно от него требуется сделать в тот или иной момент, можно только при помощи ассоциативного ряда – зайки прыгают, уточки ходят, черепашки ползают. Как правило, утренняя зарядка проводится под музыкальное сопровождение, что очень нравится детям и превращает зарядку в увлекательное действие. Кстати говоря, очень часто адаптация ребенка в детском саду проходит более гладко именно благодаря утренней зарядке.

Завтрак в детском саду

Во время завтрака также нередки конфузы и конфликты. Очень часто дети завтракают дома и приходят в садик уже сытыми. Разумеется, в подобном случае ребенок не захочет завтракать, а воспитательница будет настаивать на том, чтобы малыш все-таки поел. Для того чтобы избежать подобных недоразумений, в том случае, если ваш ребенок предпочитает завтракать дома, необходимо предварительно обговаривать этот вопрос с воспитателями.

Столь же часто встречается обратная ситуация – ребенок по каким-либо причинам опаздывает на завтрак и остается голодным. Конечно же, так бывает не во всех детских садах, а только в тех, в которых на кухне выдается определенное количество порций, в соответствии с имеющимся количеством детей. Но в любом случае, зная о том, что вы с малышом опаздываете к завтраку в детский сад, предварительно позвоните воспитателю и предупредите его об этом, чтобы вашему ребенку оставили завтрак и он не оставался голодным до самого обеда. Телефоны воспитателей должны быть у всех родителей без исключения.

Само питание детей в детском саду также требует повышенного внимания и ответственного подхода. Еще недавно все заботы, связанные с процессом кормления, целиком и полностью лежали на плечах помощников воспитателя или, попросту говоря, нянечек. Однако в последнее время вопросом питания детей занимается не только помощник воспитателя, но и сам воспитатель. Нянечка приносит еду в группу, а воспитатель распределяет ее между малышами. Они вдвоем следят за тем, как детки кушают, а при необходимости помогают малышам. После завтрака воспитательница занимается детьми, а помощник воспитателя убирается после завтрака.

«Ученье – свет»

Как известно, в задачи детского садика входит не только присмотр за детьми и их кормление, но также и занятия с детьми, цель которых – всестороннее развитие как физических, так и умственных способностей малышей. Конечно же, большую часть занятий с детьми проводят специалисты – дефектологи, психологи и логопеды. Однако и воспитатель также вкладывает немалое количество труда и души в развитие наших детей, несмотря на то, что мы, родители, привыкли. Что в обязанности воспитателя входит лишь механический процесс ухода за ребенком: одеть, вывести на прогулку, раздеть, накормить, уложить спать.

Чем именно на занятиях будут заниматься наши дети, зависит от их возраста и умений. Большинство занятий тем или иным образом умышленно связываются педагогами с теми или иными природными явлениями. Многие родители удивляются этому факту и порой даже откровенно возмущаются, мол, почему все разговоры и занятия в детском саду сводятся к банальному природоведению. Однако не стоит забывать, что дети садовского возраста еще очень малы и в силу своего возраста не могут воспринимать сложную информацию, не подкрепленную никакими примерами. А окружающий нас мир – лучший способ понять то или иное явления. Ведь примеры как нельзя более наглядны.

На развивающих занятиях дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией. И эти занятия проводятся не просто так. Так, например, рисование не только развивает творческие способности в малыше, но и учат его различать и запоминать названия цветов, в процессе рисования ребенок учится правильно держать карандаши и кисточки. Лепка из пластилина также крайне положительным образом влияет на развитие ребенка, особенно мелкой моторики. А ведь, как известно, именно от мелкой моторики зависит то, как хорошо ребенок выговаривает те или иные звуки, как развита его речь в целом.

Или, например, аппликация. Казалось бы, обыкновенная бумага, но какой простор для детского воображения она оставляет! Например, три обычных кружочка различных размеров, из которых необходимо сложить и наклеить на картон снеговика. Перед глазами ребенка должен находиться образец, а само задание целесообразнее всего давать в зимнее время. В итоге самая простая аппликация приобретает практически глобальный смысл, особенно для воспитанников младших груб. Ведь, оказывается, из снега можно сделать шары, а из шаров, в свою очередь, настоящих снеговиков, таких же, каких дети видели в мультфильмах. Таким образом, у ребенка развивается как образное, так и логическое мышление.

Раз, два, три, четыре, пять – идут зайчики гулять

Как правило, после окончания развивающих занятий, в том случае, если погодные условия позволяют, воспитатели одевают детишек и выводят их на прогулку. Длительность прогулки зависит от того, сколько длятся развивающие занятия у детей. Чаще всего младшие группы выходят на прогулку в 10 утра, а старшие – в 10.30. В большинстве детских садов прогулки заканчиваются примерно в 12.00.

Несмотря на то, что существуют установленные санитарные норма, касающиеся прогулок детей в детском саду, все решения о целесообразности пребывания детей на свежем воздухе воспитатели принимают на месте. Так, например, если на улице температура воздуха выше минимально возможных +10 градусов, но льет дождь, а ветер рвет из рук зонтики, никто не поведет малышей на прогулку. Ведь главная цель прогулок – это оздоровление детского организма, а прогулки в непогоду никакой пользы принести не могут. Закаливание детей в детском саду заключается не в прогулках под дождем. А вот в летнее время, напротив, даже некоторые занятия воспитатели готовы провести именно для улице, для того, чтобы дети побыли на улице лишний час. А ведь рисовать можно и на асфальте, не так ли?

Одеваемся на прогулку

Коль уже зашла речь о прогулках, нельзя не рассказать о таком важном и непростом деле, как процесс одевания ребенка перед прогулкой. Летом данной проблемы, в принципе, не существует – достаточно просто переобуть малышей. А вот в зимнее время этот процесс превращается в целое искусство. Особенно в том случае, если на прогулку собираются детишки младшего возраста. Так, например, если в старших группах дети одеваются практически полностью самостоятельно, а воспитатели лишь изредка помогают справиться с непослушными пуговками или молниями. А вот в младших группах воспитателям приходится одевать малышей, что говорится «от и до».

Как правило, в начале этапа переодевания все малыши снимают шорты, штанишки, платья или сарафаны, в которых крохи ходят в группе. После этого малыши при помощи няни и воспитательницы одевают теплые кофточки, свитера и штанишки, без которых нельзя обойтись в холодное время года. После этого крох облачают в дополнительные теплые носочки и сапожки, а также курточки и комбинезончики. После этого на крох надеваются шапочки, и рукавички и, наконец, последний торжественный момент – ребенку на шею повязывается шарф и воспитатель убеждается, что поясница крохи, его ушки и шея надежно спрятаны от мороза. Разумеется, для того, чтобы как можно быстрее одеть всех деток и не допускать их вспотевания, в процессе активно задействована не только воспитательница, но и няня. А уж сама воспитательница, как правило, одевается на бегу по коридорам.

На прогулке рядом с детьми находится только один взрослый человек – воспитатель. А помощник воспитателя в это время приводит в порядок помещение, где находятся малыши – проводит влажную уборку, проветривает помещение, убирает по местам игрушки, чтобы к приходу малышей все было в полном порядке. Подобные меры позволяют создать благоприятные для здоровья детей санитарные условия.

После прогулки воспитательница вместе со своей помощницей помогают детям раздеться. Пока детки под присмотром воспитательницы моют руки и рассаживаются по своим местам за столы, помощник воспитателя приносит еду в группу. Примерно с 12.00 до 13.00 в садике обеденное время. Прием пищи в обед длится гораздо более продолжительное время, чем во время завтрака. В меню входит и первое блюдо, и второе, и третье.

Во время обеда также бывает всякое – одни детишки обожают суп, другие, напротив, терпеть его не могут, кто-то обожает котлеты, а кто-то – пюре. Одни детки самостоятельно кушают все, что им предложено, а другие отказываются брать в руки ложку и их приходится кормить воспитательнице и нянечке. Некоторые крохи напрочь отвергают определенные виды продуктов, например, салаты из свеклы или капусты. Как правило, воспитательница не заставляет кроху есть те продукты, которые он категорически отвергает, ведь это нарушает права ребенка в детском саду. Однако со стороны родителей гораздо разумнее заранее предупредить воспитателя о тех продуктах, которые ребенок категорически не приемлет либо же они ему противопоказаны по состоянию здоровья.

Однако существует огромное количество одаренных воспитателей, которые даже ненавистный салат превращают в самое любимое блюдо. Ведь, как известно, самое лучшее средство уговорить ребенка сделать что-либо – это игра. Именно в игровой форме лучше всего кормить маленького нехочуху.

«Кто спал на моей кровати?»

После обеда наступает время для обеденного сна, так как детскому организму требуется полноценный отдых. Итак, обед окончен, ручки вымыты и настало время ложиться спать. В старших группах дети самостоятельно раздеваются и кладут свою одежду на стульчик. А вот в младших группах с данным вопросом все обстоит немного сложнее – детки еще не умеют самостоятельно раздеваться, и уж тем более складывать свою одежду. Для того чтобы обучить ребенка навыкам самообслуживания, постараться приходится всем – и воспитателю, и нянечке, и самому крохе.

После того, как все улягутся, воспитательница накроет детишек одеялами, и приступит к убаюкиванию крохи. Одни воспитательницы читают или рассказывают сказку, другие поют колыбельную песенку. Как правило, очень скоро умаявшиеся детки засыпают крепким и здоровым сном. Однако, конечно, встречаются и те крохи, которые ни в какую не желают спать во время тихого часа, особенно в старших группах.

Подобные детки крайне неохотно укладываются в постель, долго крутятся, отвлекаются на разговоры с воспитателями, мешая тем самым спать другим деткам. Как правило, подобные малыши в итоге тоже засыпают, однако немного позже, чем все остальные малыши. В итоге к тому времени, когда необходимо просыпаться, кроха не успевает выспаться и в итоге капризничает.

В подобных случаях зачастую виноваты сами родители, которые в выходные дни совершенно не придерживаются привычного для ребенка режима дня. В итоге выходные кончились, ребенок пошел в детский сад, а его график постоянно сбивается, и у него возникают трудности с засыпанием в детском саду.

Спят усталые детишки

Пока малыши тихо – мирно спят, у воспитателя наступает достаточно «жаркая» пора – работа с бумагами и документами. Ведь о том, чем именно воспитатель занимается с малышами, необходимо сообщить заведующей детским садиком, причем обязательно в письменной форме. Каждая зарядка, каждое занятие должны быть описаны во всех подробностях – ведь работу педагога в любой момент может проверить методист. Да и такой вопрос, как оздоровление детей в детском саду стоит на строгом контроле у врачей, которые также хотят получить отчет.

После пробуждения

Детский сон длится до трех часов дня. К этому времени одни дети просыпаются самостоятельно, других крох воспитательнице приходится будить. Деткам необходимо помочь одеться, а девочек нужно еще и причесать, чтобы они выглядели опрятно.

После того, как дети будут приведены в порядок, их ожидает полдник. Как правило, на полдник малышам предлагается какой – либо вкусный и полезный продукт. Например, яблоко, апельсин или печенье с молоком. После того, как детки поедят, они с новыми силами принимаются нарушать наведенный во время тихого часа порядок в игрушках.

Как правило, в начале каждого учебного года родителям рассказывают о том, какие в садике будут функционировать кружки. И после полдника детки занимаются в тех секциях, которые для них выбрали их родители. Те же детки, которые ничем дополнительно не занимаются, продолжают играть в группах, под строгим контролем воспитателей, ведь безопасность детей в детском саду является первостепенной задачей.

После 17.00 наступает время ужина, после которого, при том условии, что позволяют погодные условия, вся малышня отправляется на прогулку. Именно в это время, примерно с 17.30 до 18.30 родители начинают забирать своих крох домой. Очередной будний садовский день окончен. И не забывайте разговаривать со своим малышом – ведь детский сад глазами ребенка может выглядеть совсем по-другому.

Отправить

Класснуть

Пишу сюда, чтобы не забыть и не потерять инфо, может кому ещё пригодится.

От года до трёх лет-

Перед родителями стоит сложная задача - подготовить малыша к садику. Ребенку будет гораздно проще адаптироваться, если не смотря на непривычную для него обстановку, распорядок дня будет для него естесвенным. На заметку родителям приведем примерный график дня и меню в ясельной группе детского сада.

Режим для в ясельной группе для детей (1,5 -2 года)

8:00 утренняя гимнастика (бег, прыжки, игры).

8:10-8:40 завтрак, на который ребятам предлагают творожные суфле и запеканки (1-2 раза в неделю) молочные кажи, паровой омлет или яичная кашка с салатом из свежих овощей, теплый напиток.

9:10-9:20 и 9:20-9:30 занятия, направленные на разностороннее развитие ребенка: музыка, физкультура, танцы, сенсорика с элементами математики, рисование, лепка, познание окружающего мира, развитие речи. При этом два занятия не должны пересекаться или повторять друг друга, чтобы не утомить ребенка. Оптимально, когда занятия на развитие мышления, фантазии, речи сменяются быстрыми и подвижными играми, танцами, физическими упражнениями.

9:30-11:30 прогулка. Подвижные игры на свежем воздухе.

11:30-12:00 обед. В это время деткам супы вегетарианские протертые, паровые мясные блюда (тефтели, котлеты) или рыбные отварные, гарниры в виде крупяных блюд или картофельного пюре, салатики из свежих овощей (ежедневно). На третье блюдо ежедневно дети получают витаминизированные напитки (компот, кисель).

12:15-15:00
дневной сон.

15:00-15:30
постепенный подъем, проведение гигиенических и оздоровительных мероприятий (легкая разминка).

15:30-15:45 полдник, который может состоять из напитка (молоко, кефир, ячменный кофейный напито0 и мучного изделия (батон с маслом или джемом, вафли, печенье).

15:45-16:45 время активного бодрствования. В этот период проводятся занятия на разностороннее развитие ребенка, однако они ни в коей мере не повторяют утренние. Допустим, если утром были рисование и танцы, то вечером можно попеть песенки или заняться лепкой.

16:45-17:15 ужин. На который ребятишкам предлагаются молочные каши, протертые овощные блюда, яичный омлет с салатом из свежих овощей и др.

17:15 прогулка, активные игры, чтение сказок и просто общение в приятной и дружелюбной компании.

При этом ужин в садике отнюдь не должен быть последним приемом пищи в дневном рационе малыша, и вечером (19:00-20:00 ) дома ребенка необходимо покормить ужином в домашнем исполнении. Лучше всего, если в роли вечернего кушанья выступят овощные блюда: рагу из смеси овощей, тушеная капуста, икра морковная или свекольная, овощная запеканка творожные суфле и пудинги или молочные каши. Прекрасно дополнят эту полезную трапезу кисломолочные продукты (кефир, простокваша, ряженка), свежие фрукты и соки, изобилием которых, к сожалению, меню детских садов похвастаться не может.

Практика показывает, что набор «любимых» блюд в садиках может заметно отличаться. Однако не стоит пугаться, ведь салат из помидоров и огурцов, картофельное пюре, вегетарианский борщ и мясная паровая котлетка, к которым привык ваш малыш дома, занимают достойное место в меню почти всех садиках.